Журналистов, прибывших на Лубянку, чтобы поддержать Ивана Сафронова пикетом, сотрудники полиции моментально уводили в автозаки. Фото Андрея Мельникова
В Москве задержан советник главы Роскосмоса Иван Сафронов. Ему предъявлено обвинение по ст. 275 УК РФ (госизмена), обвиняемым по ней грозит до 20 лет лишения свободы. Сафронов прославился как журналист, но, по данным ФСБ, он собирал и передавал спецслужбам одной из стран НАТО сведения, составляющие гостайну. Задержание было болезненно воспринято медиасообществом. На днях сотрудники СМИ защищали журналистку Светлану Прокопьеву (ее осудили за «публичное оправдание терроризма»), а 7 июля уже проводили пикеты в поддержку Сафронова. Некоторые репортеры проводят аналогии его дела с громким делом расследователя Ивана Голунова.
Иван Сафронов, работая в «Коммерсанте» и «Ведомостях», освещал деятельность оборонно-промышленного комплекса.
Также он писал о космической промышленности, а также о военном и военно-техническом сотрудничестве РФ с другими странами. Советником главы Роскосмоса по информационной политике он был назначен в мае. В Роскосмосе уже заявили, что задержание не связано с нынешней работой Сафронова, а глава корпорации Дмитрий Рогозин заявил, что тот не имел доступа к секретной информации.
Коллеги Сафронова отмечают: он отличался патриотическим настроем, обладал безупречной репутацией и не раз был проверен спецслужбами в связи с его работой в кремлевском пуле.
Выдвигают альтернативные версии по поводу того, с чем связано задержание экс-журналиста. По одной из них, происшествие может быть связано с публикацией Сафроновым в «Коммерсанте» в 2019 году текста о продаже российской техники, в частности истребителей Су-35, в Египет. Этот материал спровоцировал угрозу применения санкций со стороны США в адрес Египта. Отметим, что отец задержанного, тоже Иван Сафронов, также работавший в «Коммерсанте», погиб при невыясненных обстоятельствах, не успев сдать свое расследование о поставках российского оружия в Сирию и Иран через Белоруссию. Главный редактор «Коммерсанта» Владимир Желонкин, заявил, что не знает, с чем может быть связано задержание Сафронова, отметив, что в издании не идет никаких проверок. Высказываются и иные предположения: дело могли инициировать высокопоставленные чиновники, обиженные менее заметными публикациями Сафронова, или же происшествие может быть использовано для воздействия на Рогозина.
Ситуацию с задержанием Ивана Сафронова прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, по словам которого «оно не связано с его прежней журналистской деятельностью». Как заявил Песков, президента Владимира Путина не ставили в известность о деле Сафронова, так как в этом нет необходимости.
Между тем в журналистском сообществе опасаются, что, поскольку дела по ст. 275 УК РФ обычно рассматриваются в закрытом режиме, будет минимум возможностей оценить работу следствия и представленные доказательства. Коллеги журналиста по «Коммерсанту» и «Ведомостям», а также представители других изданий, уверенные, что Сафронова пытаются наказать за его профессиональную деятельность, провели пикеты у здания ФСБ на Лубянке, несколько человек были задержаны.
Как сообщил руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков, также сотрудники правоохранительных органов пришли с обыском в квартиру, где живет главный редактор журнала «Холод» Таисия Бекбулатова, которая какое-то время близко общалась с Сафроновым.
К защите Сафронова планирует приступить адвокат «Правозащиты Открытки» Олег Елисеев, участвовавший в громком деле журналиста «Медузы» Ивана Голунова. Репортеру в качестве мести из-за его расследований сотрудники полиции подкинули наркотики, чтобы привлечь его к уголовной ответственности. Арест Голунова вызвал большой общественный резонанс, обвинения с него в итоге были сняты, а несколько полицейских чиновников высокого ранга уволены.
Возмущение медиа подогревает завершившийся на днях суд над псковской журналисткой Светланой Прокопьевой, которую из-за публицистического материала оштрафовали на 500 тыс. руб. за «публичное оправдание терроризма», причем ей грозил срок до семи лет. Несмотря на то что обстоятельства этих громких дел сильно различаются, журналисты считают их регулярное появление символом растущего давления силовиков на сотрудников СМИ и попыткой запугать репортеров в России.
За ситуацией следили авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Девочки, а потом спрашивают, почему пресса и люди не доверяют и плохо относятся к службистам. Ну в чем проблема адвоката допустить? - задается вопросами «Беспощадный пиарщик». -Есть что ему предъявить? Так это уже стоит сделать. Например видео конфиденциальных встреч, изобличающие свидетельства изъятия тайниковых закладок, содержимое компьютера. Камень с вай-фаем тоже был бы неплох… Важная мысль содержится в том, что в недоверии между органами и обществом виновато отнюдь не общество. А потом мы будем пытаться понять — как же так получилось, что рейтинг доверия всё падает и падает».«Адекват» отмечает скорость, с которой сотрудники полиции увозили пикетчиков с Лубянки, обращая внимание, что толпу, замеченную сегодня у посольства Таджикистана, правоохранители игнорировали. «Журналистам в одиночных пикетах - протокол за социальную, понимаешь, дистанцию. Несанкционированной толпе таджиков, у которых возникли эстетические разногласия с собственным посольством – ничего, кроме присмотра за порядком, - пишет «Адекват». - Понятно, что одним и другим процессом рулят совсем разные люди и, скорее всего, даже структуры. Но широкой аудитории до этого дела нет: аудитория заметит отсутствие единообразия, хоть в ту сторону, хоть в другую, придет к выводу о наличии двойных стандартов и назовет их крайне непохвальными».
«Не будем с ходу восклицать "Не может быть!". Увы, всякое бывает, в том числе и такое, во что верить не хочется. Присоединяемся к тем, кто говорит: нужно больше информации, нужна бОльшая открытость следствия», - осторожничают «Мюсли вслух».
комментарии(0)